Комплект EyeTracker+ноутбук это готовое решение для занятий по альтернативной коммуникации.
Eye-traker (ай-трекер) (букв. «отслеживатель глаза» (англ.)) – небольшой прибор, позволяющий определить направление взгляда человека на исследуемую поверхность. Подобные технологии давно применяются в коммерческих целях.
Однако технологию «отслеживания глаз» можно использовать в коммуникаторах. Допустим, у вас есть полностью парализованный человек. Руками, чтобы печатать по клавишам, он не владеет, голосом — тоже. Что стало причиной его неподвижности – авария, сильная спастика или постепенно отказывающие мышцы про БАС – неважно. В абсолютном большинстве случаев даже при неподвижной голове такой человек в состоянии сфокусировать взгляд и немного его перевести.
Этого достаточно, чтобы научить пациента общаться с помощью специального ай-трекера!
Помимо самого устройства слежения, в комплект входит программа, которая устанавливается на ноутбук или планшет. Коммуникатор готов.
Как это работает
Небольшой прибор с трёх точек отслеживает направление взгляда на планшет (наблюдение с нескольких точек позволяет отследить направление взгляда, даже если у человека косоглазие, зрачок не полностью подвижен, либо если человек в очках). Планшет настроен так, что задержка взгляда в одной точке (например, на полторы секунды) воспринимается программой как клик.
Если на экран при этом поместить хотя бы две клавиши «Да» и «Нет», полностью обездвиженный человек приобретает возможность общаться.
Небольшая проблема состоит в том, что управлению взглядом надо учиться примерно так же, как мы учимся управлять руками при печати. Специально для ай-трекера существует ряд обучающих программ-игрушек. Самые простые из них интуитивно понятны и пригодны для детей, окружение которых говорит на любом языке.
Например, посмотрел внимательно на предмет на экране – и в него прилетает торт! Ученику смешно, он и не заметил, как научился концентрировать взгляд. Дальше сложнее – нужно, например, взглядом перетащить орехи в корзинку. (Заодно пациент учится «вести» предмет глазами). Расстрелял взглядом драконов – научился фокусировать взгляд на предмете на нужное время (нажимать «клик»).
Дальше прошедшего школу «управления взглядом» можно сажать за выведенные на экран карточки или таблицы с буквами и просить: «Покажи яблоко, грушу, красное, зелёное, буквы А, Б, В…».
Для общения посредством ай-трекера ребёнку не нужно обладать сформированной речью. Благодаря устройству у него формируется механизм ответа – даже практически неподвижный ребёнок может совершить какое-то действие, которое окружающими будет восприниматься как однозначно прочитываемый сигнал. Общение с помощью бумажных карточек такого эффекта не даст – поди угадай, куда там посмотрел ребёнок, а прибор измерит всё точно.
По ходу дела ребёнок осваивает ещё один очень важный навык – последовательность. Как правило, у детей с тетрапарезом с этим большие проблемы, поскольку сами они ничего не делают. А дальше можно начинать выстраивать с ребёнком ту же систему коммуникации, которую мы выстраиваем с обычными говорящими детьми. Например, берём любую программу, которая предполагает ответы с выбором «да» и «нет», и общаемся.
Понятно, что сохранный интеллект и сформированная внутренняя речь могут обнаружиться совершенно не у всех пациентов. Но положительная динамика от занятий с ай-трекером возможна практически у любого ребёнка. Например, те же цвета гораздо интереснее учить не теоретически, а раскрашивая картинки; ребёнок со спастикой в руках сможет это сделать только взглядом.
Иногда после начала использования ай-трекера выяснялось, что пациент с тяжёлым ДЦП не только всё понимает, но даже умеет читать, свободно пользуется интернет- поисковиками и социальными сетями.
Отзывы
Отзывов пока нет.